Анатолий Лобоцкий: "Любой променяет работу в театре на хорошее предложение в кино" 

Анатолий Лобоцкий - актер театральный, но даже те, кто ни разу не был в театре, знают его

А ведь если бы в его родном городе Тамбове было больше гуманитарных вузов, он и не стал бы ни актером, ни режиссером. Все получилось случайно.

Рамки свободы

"АиФ": - Ваше детство прошло в городе с не самой положительной репутацией. Как вам удалось устоять от всех соблазнов?

А.Л.: - Благодаря родителям. Мои мама с папой выстроили для нас с братом рамки максимально возможной свободы. Но вольницы не было. Любимая фраза отца: "Ты должен дойти до этого своим умом". Они так незаметненько подталкивали нас к каким-то выводам.

"АиФ": - Прогрессивные у вас были родители!

А.Л.: - Нас воспитывали по Споку. Отец культивировал в нас самостоятельность и всегда приводил в пример детей американских миллионеров, которые на отдых и учебу зарабатывали себе сами. Так что с самого раннего детства я зарабатывал деньги. Мы сколачивали ящики, сдавали банки, бутылки: Когда стал покрепче, мы разгружали вагоны: по 40-60 тонн разгружали вдвоем за ночь. Зато сами зарабатывали, на что хочешь, на то и трать.

"АиФ": - Как вы попали в актерскую профессию?

А.Л.: - Через режиссуру. Точнее через режиссерский факультет тамбовского филиала московского института культуры. Это был единственный гуманитарный вуз в городе, помимо педагогического. Мне нужно было остаться в Тамбове, педагогический не подходил. Выбора не было. И чем мне предстоит заниматься, я понимал очень приблизительно.

Театр или кино?

"АиФ": - Про вас пишут, что, попав после института в Театр им. Маяковского, вы долгое время не хотели сниматься. Почему?

А.Л.: - Неправда. Я действительно до 40 лет не снимался. И не потому, что не хотел. Не было такой возможности, да и было много работы в театре. К тому же сниматься в кино при Гончарове могли себе позволить только наши звезды - Лазарев, Гундарева, Немоляева. Но, если быть честным, и желания такого тоже не было: я этого не пробовал и не очень хорошо понимал этот процесс, относился к нему прохладно. Сейчас ситуация поменялась диаметрально - я очень мало работаю в театре и много снимаюсь. Жаль только, что у меня мало достойных киноработ.

"АиФ": - То есть в вечной актерской дилемме "театр или кино?" победило последнее?

А.Л.: - Десять лет назад выбора бы не было - театр и только театр. Сейчас среди актерской молодежи, да и в среднем поколении, мало таких адептов театра. Поверьте, если кому-то предложат хорошую, интересную и достойно оплачиваемую работу в кино, он променяет театр. Никуда не денешься от насущных жизненных запросов и проблем, которые накапливаются, как снежный ком. На решение всех этих проблем нужны деньги. А в государственном театре денег заработать нельзя.

Сплошной экстрим

"АиФ": - Простите мне мою иронию, но ведь актеры не работают, а играют:

А.Л.: - Это достаточно сложно объяснить человеку несведущему. Человеку интеллектуального труда это объяснить проще. Что за труд работать своими мозгами и нервами, растрачивать свои эмоции, свою жизненную энергию? В одном из социологических исследований актерская профессия по смертности и по степени риска стояла на третьем месте после летчиков-испытателей и шахтеров. :Чтобы получить дозу кайфа от 15?секундного ощущения эйфории владения зрительным залом, можно растратить столько своих эмоций, нервных клеток, что, может, проще к станку встать. Почему среди актеров распространена такая беда, как алкоголизм? Потому что у нас нервная система очень ранимая, а где тонко, там и рвется. И ничем другим стресс, полученный во время, к примеру, срочного ввода, снять нельзя.

"АиФ": - А фитнес-клуб, беговая дорожка:

А.Л.: - После спектакля на это нет времени и сил.

"АиФ": - Что такое "срочный ввод"?

А.Л.: - Это когда по каким-то причинам актер не может играть в спектакле, а отменить его нельзя. Например, однажды на гастролях нам пришлось срочно вводить Олю Прокофьеву вместо Ани Ардовой в спектакль "Чума на оба ваши дома". У нас было меньше суток!

"АиФ": - Ничего себе!

А.Л.: - В экстремальных ситуациях мозг наш работает совсем в другом режиме. За сутки можно выучить "Илиаду" Гомера, если приспичит. В те годы, когда еще все мы играли детские сказки, за один спектакль могли поменяться исполнители два-три раза в силу разных обстоятельств: один упал, продолжать не может, за него выходит другой. Профессиональный актер, он в принципе должен быть готов к такому экстриму.

Испытание сценой

"АиФ": - Те актеры, которые не вводятся и могут сыграть спектакль с закрытыми глазами, наверняка поддерживают <новичка>?

А.Л.: - Это обязанность партнера! Каждый срочный ввод опирается на партнера! Если человек запомнил текст, это уже подвиг, с точки зрения обывателя. А мизансценический рисунок роли запомнить практически невозможно. Поверьте мне, окружение волнуется и потеет больше, чем вводящийся. Он сосредоточен, ему некогда бояться, он должен выполнить задачу. У кого стресс сильнее, еще надо подумать. Я помню ужас и страх, когда Гундарева и Джигарханян вводили меня в спектакль "Последняя жертва"! А куда деваться? Приехал в театр в 3 часа, а в 7 уже вышел перед зрителями.

"АиФ": - Влияют ли человеческие отношения в жизни на игру на сцене?

А.Л.: - Это уже нюансы профессии: никого из зрителей не волнуют наши взаимоотношения. Еще Станиславский говорил: пришел в театр - оставь за порогом все свои невзгоды, горести - никого твои личные переживания не волнуют. Зритель заплатил деньги, чтобы посмотреть на творческий акт.

"АиФ": - Говорят, в вашем лице отечественный кинематограф потерял <секс-символ>. Вы как к этому относитесь?

А.Л.: - Очень иронично. Чтобы дискредитировать заковыристые иноземные слова, их достаточно просто перевести на русский язык. "Секс-символ" можно перевести "половой знак" . Скажите, кому-нибудь захочется называться половым знаком? Вряд ли.

"АиФ": - И все же позволю себе чисто женский вопрос: тяжело быть красивым мужчиной?

А.Л.: - Никогда об этом не задумывался. А знаете почему? Мой отец говорил: красота для мужчины - это большой недостаток. Мужчина должен быть умным и обаятельным, мужчина-актер вдвойне. "Красавец-мужчина" у меня вызывает в наше непростое в смысле деления по полам время, мысли о проблемах с гормональным фоном.

В здоровом теле:

"АиФ": - Ваши родители увлекались йогой. Для меня это удивительно: где в 60?е годы они смогли найти такую информацию?

А.Л.: - Мама работала в библиотеке, а папа - журналист. У них, сами понимаете, был несколько более расширенный доступ к информации. Но это не было глубинным погружением в философию. Они делали то, что им интересно и что полезно для здоровья. Родители были вполне серьезными спортсменами: отец занимался боксом, метанием копья и ядра, мама бегала. Сколько себя помню, у нас дома были ядра 12 и 8 кг. Естественно, и мы с братом вслед за ними бегали, метали. Наш небольшой дом выглядывал в окна, когда трое Лобоцких - отец и двое малолетних детей - в трусах выбегали во двор и обтирали друг друга снегом. В этом было нечто гладиаторское: совершение подвига на глазах тысячи зрителей! Но со временем я вышел из-под родительского спортивного контроля, а брат мой старший до сих пор продолжает бегать, никогда не пил, не курил.

"АиФ": - Но йога - это не совсем спорт:

А.Л.: - Конечно! Я, например, занимался прана йогой ( "пранаяма" - система дыхательных упражнений. - Авт.), потому что мне было интересно. И, знаете, какие-то знания остались: я до сих пор ныряю и задерживаю дыхание до двух минут.

"АиФ": - Можете сказать о себе: я веду здоровый образ жизни?

А.Л.: - Я пытаюсь его вести в том смысле, что для актера, безусловно, важна физическая форма. Поэтому плаваю в бассейне, играю в бильярд, боулинг, в настольный теннис, к которому нас тоже приучил отец.

"АиФ": - А что насчет питания?

А.Л.: - С определенного момента своей жизни, может это произошло лет 20 назад, я очень точно знаю, чего хочу. К тому же, я не могу съесть много. Да и сколько бы я ни съел, все равно не поправляюсь. Кстати, сейчас мой вес на 5 кг меньше, чем надо. Я научился слышать свой организм и есть только то, что хочется. Прислушиваюсь к своим желаниям и "делаю заказ".

Автор: Светлана Марголис

 

 

(c) Анатолий Лобоцкий, 2013

email: admin@lobotsky.ru

За фотографии, предоставленные для оформления сайта, создатели благодарят фотографа Марусю Гримм

При использовании материалов, размещенных на сайте, ссылка на сайт Анатолия Лобоцкого или указанный сайт-источник обязательна!