Анатолий Лобоцкий: «Андрей Гончаров убеждал нас, что известность — это шелуха»

В интервью "Вечерней Москве" актер рассказал, почему театр находится для него на первом месте. В Московском Академическом театре имени Маяковского начались репетиции спектакля «Кант» (режиссер Миндаугас Карбаускис) с Анатолией Лобоцким в одной из ролей. Это будет третья работа художественного руководителя театра Карбаускиса с ведущим артистом Лобоцким.

О ТАЛАНТАХ И ПОКЛОННИКАХ

- В одном из лучших спектаклей России «Таланты и поклонники» в постановке Миндаугаса Карбаускиса вы играете владельца заводов, имений Ивана Великатова. Расскажите, пожалуйста, об этой работе?

- В спектакль «Таланты и поклонники» я «ввелся» по просьбе режиссера — Миндаугаса Карбаускиса. Не секрет, что «ввод» - дело очень ответственное и не всегда благодарное. Поэтому моя главная задача здесь была - «не навредить». Вроде бы в «Талантах и поклонниках» я ничего не разрушил?! По крайней мере, так считает Карбаускис.

- В спектакле «Господин Пунтила и его слуга Матти» (режиссер Миндаугас Карбаускис) вы играете слугу. На ваш взгляд, пьесе Бертольда Брехта «не навредить» - удалось?

- Мне нравится - как мыслит Карбаускис, как он относится к драматургии, с которой работает, и по душе его фантазия, которая «не бьет ключом», как у иных режиссеров. Нередко «бьющая ключом» фантазия оборачивается «пшиком», убивая своим напором смысл, контекст спектакля. Что же касается моего отношения к драматургии Брехта, то оно весьма спокойное. Возможно, я плохо знаю Брехта, хотя и читал довольно много его произведений, и видел постановки?! Пожалуй, кроме спектакля Роберта Стуруа «Кавказский меловой круг» почему-то ничего по Брехту не запомнилось.

- Насколько важна для вас, как актера, драматургия?

- Если не любовь к той или иной драматургии, то повышенный интерес, безусловно, желателен. Хотя главное, чтобы материал вызывал восторг у режиссера, который является «хозяином» спектакля. Сейчас мы приступаем к репетициям спектакля «Кант», который ставит Миндаугас Карбаускис по оригинальной пьесе литовского автора. Мой персонаж — историческое лицо, но не Кант. Замечу, что пьеса хорошая, и мне она очень нравится.

- Недавно вы получили звание «Народный артист России». На пути к признанию и славе вам пришлось немало выстрадать, не так ли?

- Я — не страдал, я - работал. Говорят, что актер должен стремиться к известности и славе, но, возможно, для этого мне не хватало тщеславия. Возможно, не поверите, но я – не тщеславный человек. Сразу после окончания «ГИТИСа» я служил в одном из лучших театров Москвы, играл в очень хороших спектаклях, в том числе и главные роли, и не думал о том, чтобы стать знаменитым. Между прочим, Андрей Александрович Гончаров убеждал нас, своих учеников, в том, что «известность, популярность — это шелуха». До 40 лет я не делал серьезных попыток к тому, чтобы сниматься в кино, хотя понимал, что именно кинематограф приносит и славу, и деньги... Было достаточно театральной публики Москвы, которая меня знала. Поверьте, люди ходили на спектакли с моим участием, среди которых «Забавы Дон Жуана», «Леди Макбет Мценского уезда», «Чума на оба ваши дома».

- Анатолий, сегодня вы больше ждете интересных ролей в кино или же в театре?

- Интересной работы в принципе - жду, независимо от того, где она будет. Современный кинематограф, к сожалению, не часто балует содержательным продуктом, хотя случаются приятные исключения. Мне посчастливилось работать с Владимиром Меньшовым, Владимиром Хотиненко...

- Вашу импозантную фактуру, тонкое благородное лицо чаще могли бы использовать кинорежиссеры. К примеру, вы могли бы сыграть Феликса Юсупова в фильме «Пророк беды», который в настоящее время снимает Андрей Малюков?

- Вряд ли бы я согласился играть Феликса Юсупова! Да, и вряд ли бы кто-либо предложили мне эту роль?! Ведь это категорическое несовпадение меня с этим персонажем, причем и внешнее, и внутреннее...

- Бывает же материал на «сопротивление»?

- В театре - «да», в кино — «нет». В нынешнем кинематографе нет времени «сопротивляться». Есть типажи, которые эксплуатируются без всякого сопротивления.

- В фильме Владимира Меньшова «Зависть богов» ваш герой — француз. Ваши предки — не из Франции?

- Оба моих деда, как по отцовской, так и материнской линии, - поляки. По семейной легенде, один из моих предков — пленный француз, после войны 1812 года остался в России, где и женился...

О ЖУРНАЛИСТАХ И МИЗАНТРОПАХ

- Анатолий, ваш отец — журналист, не так ли? Как вы относитесь к журналистам новой формации? С каким настроем, как правило, даете интервью?

- С пиететом отношусь к журналистам «старой» школы, не имеющей отношение к желтой прессе, скандалам, к поиску «жаренных» фактов. Тогда как к новой поросли журналистики отношусь негативно. Журналистике, как и всякому серьезному, ответственному делу необходимо учиться, а 80 процентов нынешних, как правило, молодых журналистов не имеют специального образования. Так можно ли их называть журналистами?!

- Чешкий писатель и журналист Карел Чапек считал, что «журналистами или репортерами становятся «неудачники» и в своем эссе «Как делается газета» обосновал эту версию. Не бывает ли у вас желания пойти навстречу очередному неудачнику и утолить его любопытство, дав интервью?

- Журналиста, как любого другого человека, попавшего в определенную ситуацию, разумеется, бывает жаль. Но давать интервью журналисту из жалости, - такого у меня нет.

- Вас не раздражает общение с журналистами перед спектаклем, например, сейчас?

- Я не думаю, что кому-то, так сказать, «до дрожи» будет интересно читать интервью со мной. Много раз обо всем рассказано, и невольно приходится повторяться. Даже если вопросы неординарные, но смысл их в той или иной степени сводится к одному и тому же. Возможно, я — мизантроп.

- Наверняка, вам предлагали быть ведущим на одном из центральных каналов?! Ольга Будина — ваша партнерша в многосерийном фильме «Личная жизнь доктора Селивановой» ведет утренний эфир на канале «Россия»?

- Несколько лет назад мне предлагали быть ведущим, кажется, даже не в одной программе. Но я считаю, что телеведущий и артист — разные, по сути своей, профессии.

 

Анжелика Заозерская, "Вечерняя Москва", 04.07.2013

 

 

 

(c) Анатолий Лобоцкий, 2013

email: admin@lobotsky.ru

За фотографии, предоставленные для оформления сайта, создатели благодарят фотографа Марусю Гримм

При использовании материалов, размещенных на сайте, ссылка на сайт Анатолия Лобоцкого или указанный сайт-источник обязательна!