Анатолий Лобоцкий родился 14 января 1959 года в городе Тамбове. В детстве был обычным мальчишкой – дрался во дворе, хватал двойки по поведению, даже сходился с «неформальными» группировками.

А. Л.: Не стоит думать, что «сходился» означает, что я был членом преступной группировки. Просто город, в котором я рос, в то время был, что называется, «бандитским» и, волей-неволей, среди моих приятелей и знакомых оказывались люди из криминального мира. Даже один из моих одноклассников впоследствии стал «вором в законе». Но я перед законом чист.

Но, несмотря на свое «бандитское» детство, в школе будущий артист учился хорошо, любимыми предметами были литература, история, география.

А. Л.: Нужно сказать, что школа моя была специализированной, называлось это «углубленное изучение иностранных языков», т.е. начиная со второго класса, я упорно занимался английским языком, на котором поначалу говорил с грузинским акцентом, т.к. проводил лето у бабушки и деда в Тбилиси. В старших классах добавились такие предметы, как латинская машинопись, технический перевод, иностранная (английская) литература, и из школы я вышел, имея на руках удостоверение «машинистки 10 разряда» на двух шрифтах и «переводчика технической литературы».

Мама, Элеонора Лобоцкая, работала в библиотеке, отец, Анатолий Лобоцкий - литератор, профессиональный журналист. Именно родители привили будущему актеру любовь к книгам, которые он с жадностью читал. Об актерской карьере Анатолий никогда не мечтал, поначалу его талант проявился в другой области – он с детства любил рисовать, занимался в художественной школе. Но судьба распорядилась по-другому, художником он не стал а, волей случая, поступил на режиссерский факультет Тамбовского филиала Московского государственного института культуры, который окончил в 1981 году.

А.Л.: В отличие от Московского института культуры, который в то время считался прибежищем для неудачников, Тамбовский филиал был настоящей творческой лабораторией с совершенно удивительным педагогическим составом, это были ученики Завадского, Эфроса, Царева… Именно там я понял, что хочу заниматься театром.

Впоследствии Анатолий уехал в Москву поступать в ГИТИС.

А.Л.: В ГИТИС я поступил со второго раза, и очень этому рад, т.к. моим Мастером был А.А.Гончаров.

После окончания института в 1985 году, Гончаров пригласил А.Лобоцкого (вместе с другими участниками дипломного спектакля «Завтра была война») в театр им. Вл. Маяковского, руководителем которого он был.

А.Л.: В спектакле «Завтра была война» был занят практически весь наш курс, но в театр Гончаров пригласил только пятерых из нас. На сегодняшний день нас в Маяковке осталось трое.

Впрочем, в постановках театра им. Вл.Маяковского актер был занят еще будучи студентом. Уже первые большие работы Анатолия в театре Маяковского в спектаклях «Леди Макбет Мценского уезда» и «Плоды просвещения» доказали всем, что в театр пришел талантливый и по-настоящему профессиональный артист. Лобоцкий строил роли на глубоком противоречии между внешней привлекательностью, обаянием своих героев – и внутренней опустошенностью, жестокостью, способной на самое низкое злодейство. Тонкая психологическая окраска образов была сразу отмечена и по достоинству оценена зрителями и критикой.

А.Л.: Пусть «тонкая психологическая окраска образов» останется на совести критиков. Я помню, с каким ужасом, и с какой неуверенностью я впервые вышел на сцену в «Леди Макбет Мценского уезда», ведь моей партнершей была сама Гундарева!

Следующим большим успехом стала роль Вадима Дульчина в спектакле «Жертва века» по пьесе А.Н.Островского «Последняя жертва». Дульчин Лобоцкого – прожженный картежник и гуляка – влюблял в себя не только Юлию Павловну Тугину (эту роль исполняла Е.Симонова), но и всю женскую половину зрительного зала.

А.Л.: В «Последнюю жертву» я ввелся за три часа. Бывают в театре такие жуткие моменты… Это был второй после премьеры спектакль, так получилось, что исполнитель роли Дульчина играть отказался, а спектакль отменить было невозможно. Пока это мой рекорд по срочности ввода.

Позже артисту довелось сыграть похожую роль – Кречинского в спектакле «Вольный стрелок Кречинский» по А.В.Сухово-Кобылину. Благодаря внешности артиста Лобоцкого, практически все режиссеры видят в нем героя-любовника. Такими ролями для него стали и Антонио в «Чуме на оба ваши дома» Гр.Горина, и Дон Жуан в «Забавах Дон Жуана» М.Павловой. Но и в этих ролях Лобоцкий не лирический герой, эти образы построены на полифонии и противоречивости человеческого характера. Может быть, именно поэтому они стали близки зрителям, недаром «Забавы Дон Жуана» значились в афише театра более 10 лет, а «Чума на оба ваши дома» до сих пор привлекает публику в театр им. Маяковского. Критики справедливо называют Лобоцкого «одним из самых обаятельных актеров Маяковки».

А.Л.: К сожалению, и в современном театре никуда не деться от классических амплуа.

Но актеру не чужды и роли противоположного характера, такие как роль Карлика в спектакле «Карлик» (сценическая версия Г.Шульпякова по одноименному роману П.Лагерквиста.). Его Карлик – маленькое сгорбленное существо со злобной ухмылкой. Лицо перекошено, волосы висят клочьями, беретка сползла на бок. Актер передвигался по сцене на коленях, ноги были закрыты длинным черным балахоном. Кстати, в этом спектакле А.Лобоцкий исполнял одновременно две роли – Карлика и Герцога.

А.Л.: Я не очень любил этот спектакль, и не потому, что мне приходилось ползать на коленях, просто я считаю, что роман Лагерквиста значительно интереснее и глубже, чем то, что мы смогли из него извлечь.

Следует отметить и другие роли Анатолия Лобоцкого в театре: это Оливер в «Как вам это полюбится» У.Шекспира, Константин в «Дети Ванюшина» С.Найденова, Джим Канарейка в «Не о соловьях» Т.Уильямса, композитор Джером в «Синтезаторе любви» А.Эйкборна, Роберт Кэплан в «Опасном повороте» Д.Б.Пристли. И это только малая доля – всего на счету актера более 30 разноплановых ролей, многие из которых – главные.

А.Л.: Театр для меня – это работа, далеко не все роли я играю с восторгом, удовольствием и вдохновением. Есть роли проходные, есть роли, которые ничего мне не дают ни как актеру, ни как человеку, а есть и те, которые я люблю, которыми я дорожу и, если их уже нет в моем репертуаре, с сожалением о них вспоминаю.

В 2003 году известный немецкий режиссер Петер Штайн в Рижском театре русской драмы поставил «Чайку» А.П.Чехова, в которой Анатолий сыграл Тригорина (обойдя на кастинге многих именитых конкурентов).

А.Л.: Это был очень интересный опыт. Я никогда не работал с режиссером, который бы так глубоко и дотошно вникал в текст автора. Не в смысл, а именно в текст. Штайн требовал буквального перевода каждого слова, каждой фразы, учитывал пунктуацию, таким образом пытаясь постичь Чехова. Собрав все возможные варианты перевода, он компилировал их, и в итоге получился очень глубокий и не совсем для нас привычный Чехов.

Новой работой актера в родном театре им. Маяковского стала роль шофера Матти в пьесе Б.Брехта «Господин Пунтила и его слуга Матти». За строгим, подчеркнуто официальным тоном Лобоцкого – Матти скрывается душа обворожительного авантюриста, в которого влюбляется и служанка Фина, и дочь хозяина имения Пунтилы Ева. А недавно актер ввелся на роль богача Великатова в спектакле «Таланты и поклонники».

Первой большой работой в кино стал телевизионный фильм «Два дня из жизни бывшего капитана», который вышел на экраны в 1990 году. Однако широкую популярность актеру принесла роль французского журналиста Андрэ в картине В.Меньшова «Зависть богов». Кстати, за нее актер получил приз за «Лучшую мужскую роль» на фестивале «Виват, кино России!» в 2001 году. Сейчас Лобоцкий активно снимается в кино и сериалах. Среди последних его работ: «Подари мне воскресенье» (2012), «МУР» (2012), «Молодожёны» (2012), «Ярость» (2011), «Только ты» (2011), «Пончик Люся» (2011), «Гадание при свечах» (2011), «Терапия любовью» (2010), «Танго с ангелом» (2009), «Поп» (2009), «Катя» (2009), «Адмиралъ» (сериал) (2009), «Непрощенные» (2008), «Крылья ангела» (2008), «Дорога, ведущая к счастью» (2008) и другие.

А.Л.: Конечно, съемки в телевизионных проектах – это заработок. Но, скажу откровенно, я бы с бОльшим удовольствием занимался озвучиванием мультфильмов. Я очень люблю это дело и, хоть это случается не часто, с огромным удовольствием им занимаюсь. Мультипликация у нас нищая, к сожалению, денег на ней не заработаешь, но я готов это делать бесплатно. А так оно и бывает. Когда меня зовут озвучивать мультики, я о сумме гонорара даже не спрашиваю. Так же я поступаю, когда меня приглашают записать что-либо на радио «Культура». Отдаю долги, так сказать… культуре. Нищей культуре.

В 1998 году Анатолию Лобоцкому присуждено звание Заслуженного артиста России.

8 апреля 2013 года Анатолию Лобоцкому присвоено звание Народного артиста России.

 

 

 

(c) Анатолий Лобоцкий, 2013

email: admin@lobotsky.ru

За фотографии, предоставленные для оформления сайта, создатели благодарят фотографа Марусю Гримм

При использовании материалов, размещенных на сайте, ссылка на сайт Анатолия Лобоцкого или указанный сайт-источник обязательна!